Кроме самой Библии
и Буддийского текста о жизни святого Иссы, у нас имеется другой документ,
свидетельствующий об искренней защите женщины Иисусом. Появляется христианская
гностика.
Гностицизм – это
термин, применяемый к различной группе религиозных сект, существовавших до и
после зарождения христианства. Гностики верили, что наиболее важным элементом в
духовных поисках души был гнозис, греческое слово, означающее «знание».
Секта
христианских гностиков была особенно активна во 2 веке после Р.Х. До того
времени характерной чертой христианства были скорее различия, нежели
объединенная совокупность верований. Фактически, ортодоксальные христиане
формировали свои доктрины, символы веры и каноны в ответ на то, что они считали
ересью у своих гносических соперников. В то время как христианские гностические
группы различались во многом, они придерживались общей веры в то, что средство
к спасению достигается не главным образом верой или церковью, но гнозисом –
знанием. Но для гностиков гнозис не был земным или рациональным знанием. Гнозис
был знанием о Боге, знанием Истинного Я как Бога и знание вселенной, в которой
они жили.
Термин «гнозис»,
как его применяли гностики, переводился также как «понимание», «интуиция» или
«осведомленность». Гнозис – это истинное познание себя, основанное на реальном
знакомстве с Богом. Ученый Ганс Ионас пишет, что для гностиков «знание имеет в
высшей степени практическую сторону. Основной объект гнозиса – это Бог: его
явление в душе трансформирует самого обладателя знания путем превращения его в
участника божественного существования.»
Это внутреннее
познание себя – именно то, чем занимается движение «Нью Эйдж» («Новое время»).
Каждый ищет так или иначе внутреннего самопознания: Что есть сознание? Что есть
Божественная искра во мне? Кто есть внутренний Христос? Кто есть внутренний
Будда? Как мне раскрыть этот потенциал и стать Истинным Я? На самом деле, кто
или что или где есть Бог?
Это напомнило
мне следующую историю: у женщины было 2 сына, одному 10 лет, другому 12. Они
все время шалили. Она ничего не могла поделать, чтобы исправить их поведение,
поэтому она решила послать их к священнику, живущему по соседству, в надежде,
что он сможет заставить их угомониться. Младший первый пошел к священнику.
«Генри, - сказал грозный священнослужитель, - где Бог?» Генри выпучил глаза. Он
уставился на священника, не произнося ни слова. «Генри, - повторил священник, -
где Бог?» Опять Генри молча уставился на священника. «Генри, - опять спросил
священник. – где Бог?» Генри вскочил, помчался домой, взлетел вверх по лестнице
и, запыхавшись, сказал брату: «Дейв, мы влипли! Бог пропал, и они думают, что
это наших рук дело!»
По мере того,
как убеждения гностиков становились все более популярными, они стали
представлять опасность единству церкви. Гностики отказались повторять вслух
новые символы веры или подчиняться появляющимся доктринам церкви. В конце концов,
они были изгнаны из церкви. И ортодоксальное духовенство попыталось уничтожить
все следы их существования и их учения. Они так преуспели в этом, что только
небольшое количество работ гностиков сохранилось до настоящего времени. И в 13
веке, когда идеи гностиков всплыли среди катаров во Франции, церковь снова
объявила им войну. В 1208 году христианские воины были призваны на крестовый поход
против катаров папой Иннокентием III, т.е. папой-не-так-уж-Невинным III.
(Иннокентий по латыни Innocentius, что означает Невинный, здесь игра слов –
ЕК). Только в сражении в городе Безье крестоносцы умертвили 15000 верующих.
До настоящего
времени (45 лет назад) большинство наших знаний о ранних христианах-гностиках
исходило от написанного их врагами – Отцами церкви. Но в 1945 году арабский
крестьянин случайно обнаружил более 50 гностических текстов рядом с Наг
Хаммади, в Египте. Тексты были спрятаны в большом глиняном кувшине, зарытом у
подножия высокой горы. Эти манускрипты, названной библиотекой Наг-Хаммади, были
впервые опубликованы в Англии в 1977 году. Они обеспечили ценную информацию о
некоторых ранних расхождениях во мнении в церкви, так же как о том, что могло
быть частью тайных учений Иисуса.
РАЗДЕЛ 7: ЖЕНЩИНЫ В ГНОСТИЦИЗМЕ.
Гностики
утверждали, что их учение основывалось на тайном знании, переданном им
апостолами и кружком близких учеников Иисуса. Некоторые гностические секты утверждали,
что ученицы Мария Магдалина, Саломея и Марфа находились среди тех, кто был
избран получить секретные учения и откровения Иисуса. В гностическом
произведении, названном «Евангелия от Филиппа», записано: «Трое шли с Господом
все время. Мария, его мать, и ее сестра, и Магдалина, та, которую называли его
спутницей». В другом гностическом тексте «Диалог Спасителя» Мария Магдалина
была названа «женщиной, которая знала Все».
Некоторые
гностические произведения живописуют конфликты между Марией Магдалиной и Петром
на тему: должны ли женщины рассматриваться как законные восприемники и
толкователи истинных учений Иисуса. Одна такая сцена записана в Евангелии от
Марии Магдалины, названном «Евангелием от Марии». Этот гностический текст был
обнаружен в конце 19 века. Он является основополагающим в установлении прав
души. В этом евангелии Мария Магдалина рассказывает ученикам учение о
восхождении души, переданном ей в видении Иисусом.
« Андрей же
ответил и сказал братьям: «Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того,
что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь
эти учения суть иные мысли.
Петр ответил и
сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе: «Разве говорил он
с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и слушать ее?
Предпочел он ее более нас?»
Тогда Мария
расплакалась и сказала Петру: «Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь,
что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?»
Левий ответил и сказал Петру: «Петр, ты вечно гневаешься.
Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель
счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал
ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И,
облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем
евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал
Спаситель».
Некоторые ученые
рассматривают этот конфликт между Марией и Петром как символ более чем простого
расхождения во мнениях о роли женщин в христианской общине. Они полагают, что
он олицетворяет фундаментальный конфликт между ортодоксальными христианами,
(представленными Петром и Андреем), поддерживавшими апостольские традиции, и
гностиками, (представленными Марией Магдалиной), утверждающими, что они имеют
доступ к высшей истине.
Гностический
текст 3-го века «Пистис София» также изображает конфликт между Петром и Марией
Магдалиной. Здесь Мария признается Иисусу, что она часто хочет выступить и
говорить о тайнах, переданных ученикам, «но, - говорит она, - я боюсь Петра,
потому что он угрожал мне и ненавидит женское племя». Иисус приглашает ее выйти
вперед и выступить, говоря: «Каждый, кто исполнится духом света, дабы выйти
вперед и изложить объяснение того, что я говорю, - никто не сможет помешать ему».
В другом месте в
«Пистис Софии» Марии Магдалине дается превосходство над учениками. В какой-то
момент она просит Иисуса разрешения обсудить только что данное учение, и Иисус
отвечает: «Мария, ты благословенная, которую я посвящу во все тонкости тайн
тех, кто в вышине, открыто обсуждай, ты, чье сердце возвышено до царства
небесного более, нежели у других твоих братьев».
Давая указания
своим ученикам о «тайне неизъяснимого», Иисус говорит: «Все люди, которые
получат тайну неизъяснимого, будут
соправителями со мной в моем царстве. И я есть они, и они есть я. Но Мария
Магдалина и Иоанн, девственник, вознесутся над всеми моими учениками и всеми
людьми, кто получит тайну неизъяснимого; они будут по правую руку от меня и по левую. И
я есть они, и они есть я.»
Снова и снова
находим мы в гностических текстах, что Иисус подчеркивает мысль о том, что «я
есть они, и они есть я». Вот что он имеет в виду: «Тот же Христос, та же
световая субстанция, что есть во мне, есть и в вас. И когда вы обнаружите и
поймете это, тогда вы станете мной, потому что этот самый Христос, что во мне,
будет пребывать и в вас».
Слово Христос
произошло от греческого слова christos, что означает «помазанник».
Христопомазанник – это тот, кто «помазан» Светом Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ, явившемся
Моисею и изображенным на Схеме Божественного Присутствия, висящей за моей
спиной.
В «Тайной книге
Иакова» (названной также «Апокрифом Иакова»), Господь говорит Иакову: «Но если
вы угнетены Сатаною и преследуемы, и вы исполняете его (Отца) волю, то говорю
я, что он будет любить вас, и сделает вас равными мне, и будет считать вас
ставшими возлюбленными (Его) через Провидение Его по вашему собственному
выбору. Станьте же лучше меня! Сделайтесь подобными Сыну Святого Духа! Торопись
же быть спасенным без того, чтобы быть принужденным (к этому)! Напротив,
стремись к своему собственному согласию и, если возможно, прибудь даже прежде меня,
ибо так Отец возлюбит тебя».
Евангелие от Фомы
повторяет ту же тему: это Евангелие представляет особый интерес, потому что
многие из его высказываний являются параллельными утверждениями, приписываемыми
Иисусу в евангелиях Нового Завета. Существует много споров на тему о том, когда
было написано это евангелие. Некоторые полагают, что написанное может быть
датировано даже раньше, чем тексты Четырех Евангелий. Однако говорят, что оно
отражает убеждения тех, кто собирал высказывания Иисуса в первые 3 декады после
его смерти. В Евангелии от Фомы Иисус говорит: «Я не твой господин, ибо ты
выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил. Тот, кто напился из
моих уст, станет как я. Я также, я стану им, и тайное откроется ему.»
Я знаю в моем
сердце, и я помню в моей душе, что это – истинное учение нашего Господа и
Спасителя Иисуса Христа. Великий мистик Иоанн возразил это: «Был свет истинный,
Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.»
Этот Свет Христа в
Иисусе есть свет воспламеняющий нашего собственного восприятия Бога, нашего
собственного понимания того, что эта часть пламени живого, находящегося в нас,
является по правде божественной искрой. Итак, с ортодоксальной точки зрения,
это было и является скандальным откровением! И что еще хуже: вам не надо было
быть мужчиной, чтобы стать Христом: вы могли быть женщиной! Подумайте об этом,
если бы Иисус был на земле, когда победило ортодоксальное христианство, то его
распяли бы дважды: первый раз за провозглашение того, что мужчина может стать
Христом; а во второй раз за провозглашение того, что женщина может стать
Христом!
РАЗДЕЛ 8: БОГ КАК МАТЬ В ГНОСТИЦИЗМЕ
Важная глава в
«Утерянных учениях Иисуса» должна рассматривать вопрос о принадлежности Бога к
определенному полу: является ли Бог мужчиной? Во все века ортодоксальное
христианство утверждало, что Высшая Сущность является мужской ипостасью. Но
если бы вы могли путешествовать во времени вглубь веков во 2-й век и спросить у
некоторых христианских гностиков: «Является ли Бог только мужчиной?» - они бы
ответили вам единодушным «нет». Ибо для них Бог был и мужского, и женского
пола. Если вы объективно взглянете на минуту на панораму мировых религий, вы
поймете, что патриархальный Бог иудаизма и христианства – явление необычное. Во
многих цивилизациях, включая Египет, Вавилон, Грецию, Рим и Индию, Божественная
Мать изображается рядом со своим мужским дополнением. И если бы идеи гностиков
пережили идеи своих ортодоксальных христианских соперников, то христиане
сегодня могли бы прекрасно молиться своему Богу «Отцу-Матери»! Я сама так
всегда делала и научила последователей Иисуса Христа делать то же самое.
Некоторые
гностические тексты подчеркивают, что в Книге Бытия Бог говорит о себе во
множественном числе: «Сотворим человека по нашему образу и нашему подобию».
Слово «Бог» на иврите, используемое в Книге Бытия – это множественное число
существительного «Элохим». В Старом Завете оно употребляется около 2500 раз.
Гностики отмечают, что если Бог сотворил человека по своему подобию: «мужчинами
и женщинами создал он их», как утверждается в Книге Бытия, значит, Бог тоже должен быть «мужчиной и женщиной»!
Ученая Элен
Пейджелс в своей книге «Гностические
Евангелия» объясняет, что гностические тексты недвусмысленно изображают Бога в
качестве Матери тремя способами: как часть первозданной пары; как Святой Дух
или Третья Ипостась в Троице; и как Мудрость.
Влиятельный
гностический учитель Валентин учил, что Божественное состоит из двух элементов:
Первоотец (которого он описывает как Невыразимого или Глубину) и Мать Всего
(которую он назвал Милость, Безмолвие, Чрево).
В гностическом
тексте, известном под названием «Великая Весть», написано, что «существует
свыше великая сила, творящий Разум вселенной, который управляет всем и является
мужской ипостасью. Другое грядет снизу и представляет великий Рассудок и
является женской ипостасью, производящей все сущее. Они располагаются попарно,
один напротив другого. Ибо сила не отличается от рассудка, поскольку они едины
(здесь опечатка, поэтому неясно, что имелось ввиду – ЕК). Ибо из того, что
наверху, раскрывается сила, а из того, что внизу, - рассудок».
Элен Пейджелс
пишет, что во многих гностических текстах «божественное понимается как
гармоничные, динамичные отношения противоположностей – концепция, которая может
быть сродни восточному представлению о инь и янь, но остается чуждой
ортодоксальному иудаизму и христианству. «Гностическое понимание янь\инь Бога
Отца-Матери восходит к идуистскому учению о взаимодействии бога и его шакти
(шакти означает жену или супругу).
Аватары всех
мировых религий проповедовали одни и те же истины. Это пришедшие после них
поколения приукрасили и исказили эти истины. Религиозные иерархии Востока и
Запада, не обладающие духом основоположников, создали доктрины и догмы, которые
отделили христианина от еврея, от мусульманина, от индуса, от буддиста.
Но что же есть
Бог? Бог не система верований. Бог не набор доктрин и догм. Бог есть Любовь. И
эта Любовь есть слияние Бога Отца-Матери в каждом из нас, кто породил Христа в
наших сердцах.
Мы должны разбить
оковы созданной человечеством доктрины. Потому что мы не попадем на небо с
помощью доктрины. (7-секундные аплодисменты). Сейчас я даю вам учения Бога, а
не человеческие доктрины.
РАЗДЕЛ 9: ИНДУИСТСКАЯ МАТЬ ВАК
Гностическое
учение о «Матери Всего», только что прочитанное мной для вас, повторяет
индуистское учение о Вак, матери вселенной. Вак – санскритское слово,
означающее «речь», «слово» или «язык». В индуистские текстах говорится о Вак
как о «шакти» или Создателе. Шакти означает «энергию, мощь или силу». В
индуизме Божественная Мать почитается в форме многих шакти. Шакти являются
супругами различных так называемых «богов», которые на самом деле
многочисленные добродетели и принципы одного Бога. Люди думают, что Индуизм – религия
политеизма. Я думаю, что все так называемые «боги» в индуистском пантеоне
являются просто проявлениями и выражениями одного Бога.
Шакти, или
Божественная Мать, является динамичной, созидательной силой вселенной. Шакти –
это проявленная сила ее мужской противоположности. Она – энергия Бога. Она –
Слово Бога. Она высвобождает потенциал Бога из Духа в Материю. Когда мы
находимся в женском теле, это наша роль.
Функция женщины –
выявить в своем муже, своих детях и во всем человечестве Дух Бога живого,
находящийся в них. Мать дарует индивидуальность и видение всем, с кем она
служит, путем постоянного воспитания. Она помогает им увидеть и развить свое
истинное я. Шакти не уступает своему партнеру, у нее другая, дополняющая роль.
Вся вселенная разрушилась бы, если бы не было этого равенства божественной
энергии.
В индуистские
текстах говорится, что Вак содержит в себе все миры во все времена: прошлые,
настоящие и будущие. Она иногда отождествляется с Сарасвати, богиней обучения,
красноречия и искусств.
Ведическая концепция Вак параллельна концепции
Логоса, или Слова, отображенного в начальной строфе Евангелия от Иоанна:
«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Вы можете
видоизменить это: «Вначале было Божественная Мать, и Божественная Мать была у
Бога, и Божественная Мать была Богом». Ученый Джон Вудроф пишет: «Это слова из
Вед: «Вначале был Брахман, и у него была Вак или Слово; и Слово было Брахман.»»
Брахман - индуистское имя Высшего Существа, представляющего абсолютную
Реальность, Абсолют.
Я учу тому, что
мужское проявление Бога может быть выявлено как Отец, Сын и Святой Дух, которые
одушевляют Дух космоса. Я учу тому, что женское проявление Бога может быть
выявлено как Божественная Мать, которая олицетворяет Материю космоса. Наши
тела, которые являются вместилищем сознания, принадлежат ей. Мы как мужчина,
как женщина почитаем тела, которые мы носим, которые она предоставила для
помещения наших душ, чтобы Отец, Сын и Святой Дух смогли поселиться в нас.
Троица не проникает в Материю или в Матерь (что на латыни означает Мать)
вселенную, кроме как через трехлепестковое пламя в наших сердцах и тело Матери.
Почему я подняла
вопрос об индуистской Матери Вак в лекции об Утерянных Учениях Иисуса? Я вам
скажу. Потому что восточная концепция Бога Отца и Бога Матери как
взаимодополняющей пары появляется в некоторых христианских гностических текстах
с полной реальностью. Мы знаем, что Иисус изучал высказывания великих мудрецов
и Будд во время своего пребывания на Востоке. Он принес с собой в Палестину
учение Божественной Матери наряду со многими другими учениями.
РАЗДЕЛ 10: БОГ КАК МАТЬ В РОЛИ СВЯТОГО ДУХА
Второй способ,
использованный гностиками для изображения Бога как Матери, заключался в
изображении ее в роли Святого Духа. Ученый Джймс М. Робинсон указывает, что
даже некоторые ранние христианские тексты представляют Святой Дух как женскую
ипостась: «На иврите слово «дух» - ruach – обычно женского рода. В семитской
ветви раннего христианства женственность Духа и ее роль в качестве матери
Иисуса была ярко выражена. Это отражено в апокрифическом «Евангелии Иудеев».
Цитата: «Здесь женский дух в качестве матери Иисуса становится ярко выраженным
во фрагменте, процитированном как Оригеном, так и Джеромом: «Именно так моя
мать, Святой Дух, берет меня за один из волосков и относит меня на великую гору
Табор».
Апокрифические
«Оды Соломона», написанные приблизительно между 100 и 200 годами до Р.Х., также
используют женский образ для «голубя» и «Духа Господа».
В гностическом
«Евангелии от Филиппа» написано относительно Святого Духа: «Ее дети
многочисленны». В «Евангелии от Филиппа» также говорится о Святом Духе как о
женской ипостаси как доказательство против девственного рождения (доктрины
рождения Иисуса от девственной матери). В Евангелии говорится: «Некоторые
говорили, что Мария зачала от Духа Святого. Они заблуждаются. Того, что они
говорят, они не знают. Когда (бывало, чтобы) женщина зачала от женщины? И
Господь не (сказал бы): (Отец) мой, (который на) небесах, - если бы у него не
было (другого) отца, но он сказал бы просто: Отец мой». Итак, получается, что
это конкретное мнение в гностицизме признает святого Иосифа отцом Иисуса на
земле.
Особое значение
женского образа было отброшено в поздней христианской теологии, в то время как
«Отец, Сын и Святой Дух» стали исключительно мужской Троицей. Я сама всегда
медитировала на Святой Дух в образе «разделяющихся огненных языков». Для меня
эти близнецовые пламена (описанные в «Деяниях», как они опустились на апостолов
в день Пятидесятницы) являются проявлением неразделимой целостности нашего Бога
Отца-Матери. Таким образом, я не согласна с гностическим понятием Святого Духа
как исключительно женской ипостаси, но я вижу Святой Дух осеняющим и одаряющим
Марию и Иосифа как земных родителей Иисуса.